12:30
История храмов и приходов на реке Рефт. 10

(Продолжение)
Часть 6 (2)

Также как и Знаменский, Христорождественский храм относился в это время к 1 -му благочинию Камышловского уезда.

В 1899 г. в Христо-Рождественском храме служил священник Михаил Николаевич Воинственский, а диаконом на псаломщицкой вакансии оставался тот же Павел Николаевич Троицкий. Церковь была отнесена к 3-му благочинию Камышловского уезда (благочинный - священник А. Л. Сельменский, Новопышминское село). 

В состав прихода с. Ирбитско-Вершинское были включены д.Хорькова и д.Елкина. Первая деревня, которая в 1875 г зафиксирована как д. Хорьки, видимо, настолько прочно слилась с Ирбитскими вершинами, что местные жители не припоминают ее бывшее местонахождение. Выше было сказано про улицу Хорьковых. Возможно, она и считалась тогда отдельной деревней.

В 1875 г в приходе существовало церковное училище, однако по состоянию на 1888 г приходских учебных заведений не зафиксировано.

Формально не относились к приходу Христо-Рождественского храма деревня Черемшанка и поселок Золоторуда. Дело, видимо, в том, что они находились на территории соседнего Екатеринбургского уезда. Но поскольку до «своих» уездных храмов - десятки километров (ближайший - в селе Белоярском), то по факту жители этих поселений были прихожанами Ирбитско-Вершинской церкви.

По некоторым источникам можно отследить биографию церковников и членов их семей несколько раньше и позже времени фиксации их служения в Ирбитских Вершинах.

Скажем, Всевол. Александрович Арефьев в 1899 году служил уже в Вознесенском селе ( Шадринский уезд) в одноименной церкви вторым священником. А в 1882 г в Грязновского села Богородицкой церкви Камышловского уезда в должности священника находился его брат, Евгений Александр. Арефьев, окончивший Далматовское духовное училище в 1857 году. Просфорня, священническая вдова Аполлинария Александр. Арефьева, несшая свое послушание в Вновьюрмытского села того же уезда Михаило-Архангангельской церкви (1882г) - возможно мать братьев. 

Михаил Никол. Воинственский в 1882 году, до Ирбитского, служил диаконом в Горнощитском селе Екатеринбургского уезда, в Покровской церкви. Он окончил среднее отделение Пермского духовного училища в 1865 году. 

В списке выпускников Камышловского духовного училища, среди окончивших его в 1915 году по первому разряду, числится Воинственский Николай . Поскольку эта фамилия больше в Пермской и Екатеринбургской епархиях среди списков духовенства не встречалась, то определенно можно сказать, что упомянутый выпускник приходился внуком Ирбитско-Вершинскому священнику. В этом списке числятся и другие знакомые фамилии - Арефьев Николай (1915г) и Троицкий Борис (1916г).

При всей распространенности фамилии Троицкий среди духовенства можно определенно сказать, что служивший в(1882,1899гг) Сухоложского села Богоявленской церкви священник Мих. Никол. Троицкий, окончивший низшее отделение семинарии в 1858 году,- родной брат Ирбитско-Вершинского дьякона Павла Николаевича. В 1938 году (26 февраля) был приговорен Свердловским судом к расстрелу заштатный священник Троицкий Николай Павлович,1866 года рождения. Был ли он сыном Павла Николаевича - наверняка утверждать нельзя, но это очень вероятно.

В 1918 г на станции Антрацит (в помянной листовке - Антрацитово) был убит священник села Троицкое Камышловского уезда Константин Николаевич Алексеев. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха от 17 июля 2002 года он включен в числе других сорока четырех новомучеников Екатеринбургской епархии в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, прославленный Архиерейским Собором 2000 года. 

Обстоятельства его гибели, дата смерти, место захоронения, детали биографии не известны.

Автор провел исследование доступных и разрозненных материалов, имеющих отношение к биографии и обстоятельствам гибели отца Константина. Это тема отдельной работы. Здесь можно сказать следующее. С большой степенью достоверности можно утверждать, что Константин Николаевич происходил из большого рода церковнослужителей Алексеевых, исходящих из Булзинского села Екатеринбургского уезда (сейчас это Челябинская область). Его дед Иоанн Алекс. Алексеев служил в этом селе пономарем (уже заштатным) в 1882 году. Отец, Николай Иванович Алексеев, был псаломщиком Предтечевской церкви Барабановского села Камышловского уезда. Есть источник, который указывает возраст отца Константина на год смерти - 46 лет (т.е. с 1872 или 1871 г.р.). Имеются основания предполагать, что Владимир Алексеев, настоятель Оханского собора Пермской епархии, убитый красноармейцами 16 декабря 1918г и также канонизированный в лике новомученика являлся двоюродным братом отцу Константину.

Продолжение следует.

Ю.Сухарев. История храмов и приходов поселений по реке Рефт.  2008г.


Село Калиновское: храм Рождества Христова.


храм Рождества Христова в советские годы
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Любимый край | Просмотров: 103 | Добавил: drug6307 | Теги: История храмов на Рефту | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости от партнеров